Профессиональный фестиваль для тех, кто делает интернет
Фестиваль РИТ++ 2016 завершён. Изучайте презентации, смотрите фотографии и ждите видео :)

SWOT-анализ

Программная статья

Большинство производственных компаний сегодня имеют твердую позицию, что  информационные технологии должны быть средством достижения целей организации.

И хотя многие руководители говорят, что всегда так и думали, но в течении предыдущих двух десятилетий при принятии решений об инвестициях в информационные технологии подавляющее большинство руководствовались другой логикой: получить конкурентное преимущество за счет новых возможностей в IT, либо не отстать и поддерживать уровень инвестиций в IT как и другие коллеги.

Сегодня ситуация радикально изменилась. Бизнес понял, что слепое инвестирование в IT-технологии, либо внедрение общепринятых систем, не дают ни экономического эффекта, ни долгосрочного преимущества в бизнесе. Скорее наоборот, оттягивают ресурсы и внимание, заставляя пребывать в иллюзии того, что новейшая система даст какие-то мощные инструменты управления.

На сегодня это стало реальностью и для всего мира и для России особенно.

Традиционные поставщики IT-решений (вендоры) постоянно находятся в поиске новых IT-трендов, на которые они бы могли вскочить и предложить крупным компаниям что-то выдающееся, уникальное, захватывающее. Здесь и облачные вычисления, и виртуализация, и agile-технологии ведения проектов.

Каждый вендор пытается приписать свое имя в линейку компаний, чье умение использовать web-технологии для построения суперэффективного бизнеса, сделало их самыми узнаваемыми и успешными. Gartner ставит в пример такие компании как Google, Amazon, Rackspace, Netflix, Facebook.

Однако самое критичное для того, чтобы информационные технологии действительно стали инструментом достижения целей корпорации, находится не на технологическом уровне, а на уровне культуры ведения бизнеса.

До сих пор крупные российские предприятия, как производственной так и государственной и финансовой сферы тяготеют к информационным технологиям, навязываемым западными вендорами, основанными на устаревших принципах: лучше использовать западное, чем российское, лучше купить избыточную систему, чем реализовать собственные инновационные разработки.

То, чего за редким исключением, никогда не было у корпоративных информационных систем, и всегда было ключевым принципом построения web систем, является выдающийся уровень обслуживания.

Специалисты знают, что:

  • если сайт не открывается в течении 5 секунд – компания теряет клиента;
  • если клиент не видит пользы от получаемой информации в течении 20 секунд – компания теряет клиента;
  • если пользователь не может интуитивно понять, как пользоваться системой – компания теряет деньги;
  • если пользователь не может извлечь нужную информацию и вынужден стоить собственные excel-таблички для отчетов – компания теряет деньги;
  • если пользователь вынужден ждать поддержку или реакцию на запрос и в это время отвлекается на социальные сети или идет попить кофе –время его простоя всегда больше, чем время на задержку системы;
  • если система «не умеет» выдавать и передавать информацию в удобном виде, то в ход идет флешка и почта, теряется целостность информации и возникает угроза безопасности;
  • если информационная система не обеспечивает интеграции наследственных систем и не предоставляет пользователю целостных данных в удобном формате – предприятие теряет клиентов;
  • если информационный обмен между  коллегами в одном «кубике» происходит по почте, и сотрудники обмениваются сотнями сообщений в день, да еще принимают сотни сообщений корпоративного спама, решаются срочные — не важные задачи, а важные и не срочные задачи становятся неважными...

К сожалению, до сих пор можно встреть IT-директора, которых может похвалиться построенным IT-ландшафтом и внедрённым ITSM, но не  знает, какой экономический эффект приносит IT для бизнеса и как сотрудники компании – от рядовых до топ менеджмента в действительности пользуются этими системами.

Сегодня многие планируют или уже пользуются новыми технологическими трендами: облачными вычислениями, agile-технологиями ведения проектов, X-as a Service (SaaS, PaaS, и т.д.), Big data. Все эти технологии зародились и получили развитие в web мире. Культура web IT изначально была ориентирована на человека, его потребности и интересы и лишена ригидности, избыточности и дороговизны, свойственной традиционным корпоративным решениям.

Сегодня аналитики всего мира прочат будущее технологиям из мира web, которые найдут применение во многих предприятий “не web” предприятий.

Этому способствует и стагнация в развитии корпоративных информационных систем.

Недостаточно внедрить методологию DevOps или Agile, перенести все в облака или разработать мобильные приложения, компаниям требуется изменение организационной структуры таким образом, чтобы объединить в одну команду разработку, управление IT и бизнес-заказчика.

Могут появиться новые роли в IT или потребуется переосмысления текущих. Нужны новые компетенции, в первую очередь бизнес-аналитиков, знающих специфику бизнеса организации и возможности информационных технологий. В целом можно отметить «сдвиг» компетенций  IT-департаментов корпораций от технологий и производства в направлении бизнес-задач.

Перед IT-директором встают не только задачи, которые могут решаться традиционными методами, но и те, которые могут быть решены быстрым предоставлением информационных услуг для бизнеса без громоздких проектов с выбором и привлечением профессионалов. Для того, чтобы выживать и развиваться в текущих условиях компании вынуждены находить гибкие способы совместной работы различных бизнес-подразделений без громоздких организационных изменений и формализованных бизнес-процессов.

Все это предъявляет к IT совершенно другие требования и компетенции по сравнению с теми, которые были еще 5 лет назад.

IT-директор четвертой индустриальной революции

Информационные технологии сегодня самая быстрорастущаяя индустрия. Еще 20 лет назад можно было встретить IT-директора, который на своем столе тестировал память для персональных компьютеров.

Для того, чтобы сегодня быть эффективным директором по IT требуются совершенно новые компетенции, которые все больше отдаляются от технологий и сближаются с задачами бизнеса.

  1. Умение разговаривать на одном языке с бизнес-руководителями, проектными командами и линейными менеджерами. Умение слышать и формулировать потребность, которая может быть удовлетворена с помощью информационных систем;
  2. Понимание того, как формируется и меняется поток информации на предприятии. Понимание того, что может быть сделано для того, чтобы сотрудникам, партнерам, заказчикам было удобно осуществлять обмен информацией в рамках бизнес-процессов предприятия, сохраняя целостность, актуальность и безопасность данных. Уметь строить такой обмен с использованием мобильных приложений, облачных сервисов и прочего;
  3. Умение разделять IT-проекты, где требуется качество сервиса и целостность информации, а где нужны быстрые решения, не требующее для реализации сложных компетенций. Внедрять технологии быстрого прототипирования, уметь организовать быструю разработку собственными силами либо с помощью широкодоступных внешних специалистов уровня фриланса;
  4. Способность управлять существенными сдвигами в культуре организации. Уже сейчас в условиях быстроменяющегося окружения, политической остановки, цен, культурных изменения характерных в целом для общества, когда меняются взаимоотношения работодателя и сотрудника, социальной ответственности бизнеса, корпорации и потребителя мы наблюдаем значительные изменения в культуре производственных отношений. IT-директор должен быть способным управлять постоянными изменениями и поощрять профессиональное развитие работников IT-служб, необходимых для успешной поддержки этих изменений;
  5. Ключевыми компетенциями для реализации сервис-ориентированных IT-проектов становятся такие методологии как DevOps и Аgile, гибридные технологии, сочетающие преимущества копроративных IT и web технологий;

Целевая аудитория

1. Представители департаментов IT. Перспективные руководители IT новой формации, способные использовать современные технологии. Реестр предприятий так называемого «расширенного»производства (extended manufacturing):

  • Автомобильная;
  • Образование;
  • Издательство;
  • Здравоохранение;
  • Благотворительность;
  • Государственные учреждения;
  • Производство (непрерывное, дискретное);
  • Путешествия и гостиничное хозяйство;
  • Финансовые услуги и страхование;
  • Телеком;
  • Транспорт;
  • Энергетика и коммунальное хозяйство;
  • Вертикали нефть и газ;

2. Руководители компаний-разработчиков, интеграторов, поставщиков -aaS, облаков, вендоров, и так далее, интересующиеся новыми возможностями быстроменяющегося рынка корпоративного IT

SWOT-анализ

SWOT-анализ перспектив развития web-scale IT и в целом web-подходов к решению IT-задач предприятий, где IT или web не являются core-бизнесом.

S (сильные стороны)

  • Экспертиза мирового уровня в области highload и web-scale IT-разработок;
  • Организованное сообщество экспертов;
  • Сравнительная (с мировым уровнем) дешевизна разработок;
  • Реестр экспертизы и готовность ее делиться;
  • Площадка для развития экспертизы и обмена опытом;
  • Технологическая возможность реализации энтерпрайз уровня проектов;
  • Доказанная технология, признанная мейнстим перспектива развития IT (HBR, Gartner, IDC, etc.);
  • Опыт реализации масштабных проектов и развертывания в сжатые сроки;
  • Институт бизнес аналитики и гибридных (PMBoK +Agile) методик управления проектами;
  • Экспертиза startup-практика доведение проекта до уровня рентабельности в сжатые сроки;
  • Поддержка Президента;
  • Ориентация на цели организации и ценности для конечного пользователя;
  • Импортозамещение, запрет на западное ПО;
  • Сокращение бюджета IT;
  • Новое поколение ИТ директоров;
  • Web-scale IT для корпоративных ЦОД;
  • Agile процессы разработки и внедрения.

W (слабости)

  • Неготовность enterprise воспринимать web экспертизу для задач enterprise уровня;
  • Слабое представление enterprise задач со стороны web, “шапкозакидательство»;
  • Большая разница подходов по нескольким координатам — целях, культуре производственных процессов, методах и т.п.;
  • Развитая вендорская сеть агентов влияния;
  • Отсутствие или ограниченное количество агентов влияния со стороны web из-за преимущественно некоммерческого ПО;
  • Мало или отсутствие индустриальных бизнес консультантов знакомых с web подходами;
  • Планово-бюджетная система внедрения IT;
  • Система поощрений IT директоров на основе освоения бюджета (а не ценностей для бизнеса).

O (возможности)

  • Расширение сервисов на основе web подходов в направлениях:
    • Онлайн системы принятия решения;
    • Мобильные приложения;
    • Гибкие системы коллаборативной работы и документооборота на основе социальных сетей;
    • Сервис-ориентированные системы для сотрудников;
    • Поддержка проектных команд и возможности сетевого управления;
    • Доступный и удобный фронт-энд для заказчиков и партнеров;
    • Высокая доступность и качество информации в реальном времени;
  • База для самостоятельной обработки коммерческой и секретной информации;
  • Развитие Российской экспертизы в направлении решения производственных задач средствами BigData и машинного обучения;
  • Контроль потоков информации;
  • База для интернета вещей.

T (угрозы)

  • Вендоры адаптируют референс модель к новым технологиям;
  • Захват рынка западными вендорами и XaaS сервисами, претендующими на участие в бизнесе;
  • Чрезмерное усложнение задач в попытке получить всеобъемлющее решение;
  • Чрезмерное усложнение проектов со стороны интеграторов с целью «привязывания» клиентов к себе;
  • Риски информационной безопасности;
  • Потеря контроля над вниманием и временем клиентов и сотрудников;
  • Потеря core компетенций из-за неумения обслуживать и продавать;
  • Потери времени и доверия из-за «консультантов», придерживающихся принципа «сначала продать, потом разобраться», желающих «учиться на заказчике»;
  • Рост теневого IT из-за сложности получать данные из legacy систем.

Миссия конференции

Развитие экспертизы российских производственных компаний в возможностях применении web-технологий и методик для решения IT-задач, типичных для производственных предприятий, в т.ч. НЕ связанных с web, интернетом или разработкой сайта.

Александр Зиза, Клуб IT-директоров