SWOT-анализ
Программная статья
Большинство производственных компаний сегодня имеют твердую позицию, что информационные технологии должны быть средством достижения целей организации.
И хотя многие руководители говорят, что всегда так и думали, но в течении предыдущих двух десятилетий при принятии решений об инвестициях в информационные технологии подавляющее большинство руководствовались другой логикой: получить конкурентное преимущество за счет новых возможностей в IT, либо не отстать и поддерживать уровень инвестиций в IT как и другие коллеги.
Сегодня ситуация радикально изменилась. Бизнес понял, что слепое инвестирование в IT-технологии, либо внедрение общепринятых систем, не дают ни экономического эффекта, ни долгосрочного преимущества в бизнесе. Скорее наоборот, оттягивают ресурсы и внимание, заставляя пребывать в иллюзии того, что новейшая система даст какие-то мощные инструменты управления.
На сегодня это стало реальностью и для всего мира и для России особенно.
Традиционные поставщики IT-решений (вендоры) постоянно находятся в поиске новых IT-трендов, на которые они бы могли вскочить и предложить крупным компаниям что-то выдающееся, уникальное, захватывающее. Здесь и облачные вычисления, и виртуализация, и agile-технологии ведения проектов.
Каждый вендор пытается приписать свое имя в линейку компаний, чье умение использовать web-технологии для построения суперэффективного бизнеса, сделало их самыми узнаваемыми и успешными. Gartner ставит в пример такие компании как Google, Amazon, Rackspace, Netflix, Facebook.
Однако самое критичное для того, чтобы информационные технологии действительно стали инструментом достижения целей корпорации, находится не на технологическом уровне, а на уровне культуры ведения бизнеса.
До сих пор крупные российские предприятия, как производственной так и государственной и финансовой сферы тяготеют к информационным технологиям, навязываемым западными вендорами, основанными на устаревших принципах: лучше использовать западное, чем российское, лучше купить избыточную систему, чем реализовать собственные инновационные разработки.
То, чего за редким исключением, никогда не было у корпоративных информационных систем, и всегда было ключевым принципом построения web систем, является выдающийся уровень обслуживания.
Специалисты знают, что:
- если сайт не открывается в течении 5 секунд – компания теряет клиента;
- если клиент не видит пользы от получаемой информации в течении 20 секунд – компания теряет клиента;
- если пользователь не может интуитивно понять, как пользоваться системой – компания теряет деньги;
- если пользователь не может извлечь нужную информацию и вынужден стоить собственные excel-таблички для отчетов – компания теряет деньги;
- если пользователь вынужден ждать поддержку или реакцию на запрос и в это время отвлекается на социальные сети или идет попить кофе –время его простоя всегда больше, чем время на задержку системы;
- если система «не умеет» выдавать и передавать информацию в удобном виде, то в ход идет флешка и почта, теряется целостность информации и возникает угроза безопасности;
- если информационная система не обеспечивает интеграции наследственных систем и не предоставляет пользователю целостных данных в удобном формате – предприятие теряет клиентов;
- если информационный обмен между коллегами в одном «кубике» происходит по почте, и сотрудники обмениваются сотнями сообщений в день, да еще принимают сотни сообщений корпоративного спама, решаются срочные — не важные задачи, а важные и не срочные задачи становятся неважными...
К сожалению, до сих пор можно встреть IT-директора, которых может похвалиться построенным IT-ландшафтом и внедрённым ITSM, но не знает, какой экономический эффект приносит IT для бизнеса и как сотрудники компании – от рядовых до топ менеджмента в действительности пользуются этими системами.
Сегодня многие планируют или уже пользуются новыми технологическими трендами: облачными вычислениями, agile-технологиями ведения проектов, X-as a Service (SaaS, PaaS, и т.д.), Big data. Все эти технологии зародились и получили развитие в web мире. Культура web IT изначально была ориентирована на человека, его потребности и интересы и лишена ригидности, избыточности и дороговизны, свойственной традиционным корпоративным решениям.
Сегодня аналитики всего мира прочат будущее технологиям из мира web, которые найдут применение во многих предприятий “не web” предприятий.
Этому способствует и стагнация в развитии корпоративных информационных систем.
Недостаточно внедрить методологию DevOps или Agile, перенести все в облака или разработать мобильные приложения, компаниям требуется изменение организационной структуры таким образом, чтобы объединить в одну команду разработку, управление IT и бизнес-заказчика.
Могут появиться новые роли в IT или потребуется переосмысления текущих. Нужны новые компетенции, в первую очередь бизнес-аналитиков, знающих специфику бизнеса организации и возможности информационных технологий. В целом можно отметить «сдвиг» компетенций IT-департаментов корпораций от технологий и производства в направлении бизнес-задач.
Перед IT-директором встают не только задачи, которые могут решаться традиционными методами, но и те, которые могут быть решены быстрым предоставлением информационных услуг для бизнеса без громоздких проектов с выбором и привлечением профессионалов. Для того, чтобы выживать и развиваться в текущих условиях компании вынуждены находить гибкие способы совместной работы различных бизнес-подразделений без громоздких организационных изменений и формализованных бизнес-процессов.
Все это предъявляет к IT совершенно другие требования и компетенции по сравнению с теми, которые были еще 5 лет назад.
IT-директор четвертой индустриальной революции
Информационные технологии сегодня самая быстрорастущаяя индустрия. Еще 20 лет назад можно было встретить IT-директора, который на своем столе тестировал память для персональных компьютеров.
Для того, чтобы сегодня быть эффективным директором по IT требуются совершенно новые компетенции, которые все больше отдаляются от технологий и сближаются с задачами бизнеса.
- Умение разговаривать на одном языке с бизнес-руководителями, проектными командами и линейными менеджерами. Умение слышать и формулировать потребность, которая может быть удовлетворена с помощью информационных систем;
- Понимание того, как формируется и меняется поток информации на предприятии. Понимание того, что может быть сделано для того, чтобы сотрудникам, партнерам, заказчикам было удобно осуществлять обмен информацией в рамках бизнес-процессов предприятия, сохраняя целостность, актуальность и безопасность данных. Уметь строить такой обмен с использованием мобильных приложений, облачных сервисов и прочего;
- Умение разделять IT-проекты, где требуется качество сервиса и целостность информации, а где нужны быстрые решения, не требующее для реализации сложных компетенций. Внедрять технологии быстрого прототипирования, уметь организовать быструю разработку собственными силами либо с помощью широкодоступных внешних специалистов уровня фриланса;
- Способность управлять существенными сдвигами в культуре организации. Уже сейчас в условиях быстроменяющегося окружения, политической остановки, цен, культурных изменения характерных в целом для общества, когда меняются взаимоотношения работодателя и сотрудника, социальной ответственности бизнеса, корпорации и потребителя мы наблюдаем значительные изменения в культуре производственных отношений. IT-директор должен быть способным управлять постоянными изменениями и поощрять профессиональное развитие работников IT-служб, необходимых для успешной поддержки этих изменений;
- Ключевыми компетенциями для реализации сервис-ориентированных IT-проектов становятся такие методологии как DevOps и Аgile, гибридные технологии, сочетающие преимущества копроративных IT и web технологий;
Целевая аудитория
1. Представители департаментов IT. Перспективные руководители IT новой формации, способные использовать современные технологии. Реестр предприятий так называемого «расширенного»производства (extended manufacturing):
- Автомобильная;
- Образование;
- Издательство;
- Здравоохранение;
- Благотворительность;
- Государственные учреждения;
- Производство (непрерывное, дискретное);
- Путешествия и гостиничное хозяйство;
- Финансовые услуги и страхование;
- Телеком;
- Транспорт;
- Энергетика и коммунальное хозяйство;
- Вертикали нефть и газ;
2. Руководители компаний-разработчиков, интеграторов, поставщиков -aaS, облаков, вендоров, и так далее, интересующиеся новыми возможностями быстроменяющегося рынка корпоративного IT
SWOT-анализ
SWOT-анализ перспектив развития web-scale IT и в целом web-подходов к решению IT-задач предприятий, где IT или web не являются core-бизнесом.
S (сильные стороны)
|
W (слабости)
|
O (возможности)
|
T (угрозы)
|
Миссия конференции
Развитие экспертизы российских производственных компаний в возможностях применении web-технологий и методик для решения IT-задач, типичных для производственных предприятий, в т.ч. НЕ связанных с web, интернетом или разработкой сайта.
Александр Зиза, Клуб IT-директоров