Эмоциональная сторона организационных переменТрансформационные изменения
Управляющий партнер Subcon Business Solutions, бизнес-консультант, старший преподаватель НИУ ВШЭ.
Увлекается горными лыжами, интересуется нейрофизиологическим обоснованием психоанализа, психодинамическим исследованием работы команд и организаций (ISPSO).
В классике менеджмента есть множество моделей управления изменениями, которые все как один говорят о важности коммуникации в управлении изменениями. Но часто под коммуникацией имеется в виду процесс а) донесения информации или в лучшем случае б) переговоров/споров по поводу предлагаемых изменений.
Необходимо включить в понятие коммуникаций понятие контейнирования - управления эмоциями/эмоциональным откликом в ответ на изменения. Есть три причины, почему изменения вызывают тревогу:
1) точка А (текущее положение) - представляет собой всегда некое равновесное состояние, в том числе и с точки зрения эмоций (какие бы сложные они ни были), и с этим равновесием предлагается расстаться;
2) точка Б (в которую движемся) - какой бы четкой она ни была, всегда вызывает тревогу и страх неопределенности;
3) сам способ информирования об изменениях и их реализации часто травматичен - "все наверху уже решили, делают вид, что советуются" воспринимается сотрудниками как «я не важен, я - ничто, я ничего не решаю».
Все эти три "вида" тревоги не должны быть оставлены без внимания. По поводу них невозможно просто коммуницировать, их надо переработать, причем как самому лидеру изменений, так и его последователям. Для этого существуют целый ряд методик групповой работы, направленных на осмысление эмоционального фона процесса изменений. На примере двух реальных компаний будет продемонстрировано их применение в ходе сопровождения изменений (случай слияния двух компаний, и случай выхода компании из серых схем в белые): путь к рациональности лежит через осмысление нерационального.