Как мы учились мыслить ценностью, а не скоупом, и что из этого вышлоПроектный офис
Управляет проектами в ИТ 8 лет: от проектов в небольшой веб-студии в формате "пахарь, жнец и на дуде игрец", через управление проектами в Яндексе к управлению проектным офисом в ЦИАН. В ЦИАН отвечает за оптимизацию процессов в разработке продукта и около неё и управление портфелем проектов компании.
Как обычно делается проект: сначала фиксируется цель изменений, под эту цель выбирается решение, и уже реализация этого решения упаковывается в проект с определенным скоупом (составом работ) и этапностью. Звучит здраво, но в какой-то момент может подмениться цель: вместо исходной цели изменений мы стараемся выполнить скоуп работ.
Например, мы решили повысить конверсию сайта, с помощью которого мы привлекаем клиентов.
Для этого мы выбрали решение: новый сайт с новой структурой навигации для более эффективной конверсии. После инициации проекта у команды в голове цель подменилась с “нам нужно увеличить конверсию сайта” на “нам нужно сделать сайт согласно ТЗ с заданным качеством в заданные сроки”. Чем длиннее проект, тем больше шансов на такое развитие ситуации, если не задумываться об этом специально.
Чем это плохо? По идее, ну сделаем сайт качественно и достигнем исходной цели. Да, все так. С одним НО. В процессе реализации проекта возникает множество мелких вопросов и, если на эти вопросы отвечать в контексте другой цели, можно довольно сильно отклониться от оптимальной траектории. Например, в контексте достижения цели “нам нужно увеличить конверсию” можно прийти к выводу, что call to action на какой-то конкретной странице может быть разным (нужны эксперименты), и нужно заложить возможность относительно дешевых экспериментов, в контексте же достижения цели “нам нужно сделать сайт согласно ТЗ” такой вопрос даже не будет задан.
Конечно, недостаточно написать цели проекта на доске и проговаривать их на стендап-митинге каждый понедельник. Нужно подходить к вопросу более системно. Особенно, когда мы говорим об этой проблеме в контексте управления программами и портфелем проектов. Про это я и расскажу:
– как мы при постановке целей на квартал ушли от набора проектов к целям в терминах изменения метрик продукта;
– как мы поменяли процесс производства, чтобы жить в новой парадигме;
– как мы вовлекаем техническую команду в достижение целей в терминах метрик;
– как управлять портфелем проектов в условиях изменяющего скоупа.